Основная информация
Ту би-шват, который отмечают 15 швата, называют «новый год деревьев», элементы празднования этого дня установились постепенно, наслаивая один обычай над другим - параллельно тому, как еврейский народ возвращался в свою страну.
Мишна (II в. н.э.) сообщает, что Новый год деревьев был установлен лишь как дата для разделения урожая одного года от урожая другого, но не как праздник. Ситуация начала меняться в XVI веке, почти сразу же после изгнания из Испании, и именно в тот период начинает восстанавливаться еврейская жизнь в стране Израиля. Поскольку Аризаль считал, что мессианский процесс начинается, он хотел установить праздник, связанный со страной Израиля. А для этого нужно было выбрать дату.
Когда евреи стали возвращаться в страну Израиля, то оказалось, что все «обычные» праздники, которые в Торе должны были быть связаны с Эрец-Исраэль, теперь уже с этим не связаны: евреи уже привыкли воспринимать их по-другому. Именно поэтому Аризаль должен был установить специальный праздник, связанный с Эрец-Исраэль, а не с теми аспектами сельского хозяйства, которые праздновались в древности и которые не были актуальны в его время. И он выбрал в качестве такой даты Ту би-шват, и «навесил» на этот день празднование Эрец-Исраэль.
Поэтому Аризаль и каббалисты ввели обычай: в Ту би-шват есть плоды Эрец-Исразль; прежде всего - те, которыми славится страна, а именно: финики, инжир, гранаты, виноград и маслины, а также пшеницу и ячмень. Празднование наполнено мистическими смыслами фруктового седера.
Ту би-шват усиливал связь евреев с Эрец-Исраэль и акцентировал потребность возвращения к ней. И обычаи, которые установил Аризаль, были приняты всеми еврейскими общинами во всем мире, поэтому все общины празднуют сегодня Ту би-шват по его канонам.
Поскольку Ту би-шват развивался параллельно с возвращением еврейского народа в свою страну, то уже в последние века, когда началось новое сионистское движение, этот праздник приобрел еще один смысл. Когда в 1880-х годах сионистские первопроходцы начали развивать сельское хозяйство в Эрец-Исраэль, то они обнаружили, что страна почти совершенно опустела. Арабы никогда не заботились об экологии страны, и поэтому почти вся растительность была вырублена, а оставшуюся поели козы (которых Талмуд запрещает разводить в стране). И когда сионистские первопроходцы увидели запустение страны и необходимость срочно сажать деревья, то они, решив установить праздник посадки деревьев, выбрали для его даты Ту би-шват. Они добавили к этому дню новый аспект, установив его в качестве «нового года посадки деревьев».
Лозунг, провозглашенный первыми сионистами в 1884 году при посадке деревьев, гласящий, что «у каждого народа ровно столько неба над головой, сколько земли под ногами» - остается, по сути, необычайно актуальным и в наше время.
В преддверии «дня рождения деревьев» - Ту би-швата местные радиостанции крутят рекламные ролики, текст которых приводит в неописуемый восторг как коренных израильтян, так и русских. На иврите он звучит так: «Ту би-шват зе хаг какал». В действительности слово, воспринимаемое российским ухом, как глагол прошедшего времени, - всего лишь аббревиатура для «Керен каемет ле-Исраэль» - израильского «Национального фонда». Пресловутый «К.К.Л.» вызывает у местных юмористов крайне оживленную реакцию.
В канун Ту би-швата универсальное торговое пространство заполняют не только сосредоточенные покупатели, но и актеры нескольких театров, выряженные в подобающие празднику костюмы. Внимание привлекают бутафорский прилавок, за которым «колдуют» прекрасные дамы, а также удары барабанов.